«Едет, словно танк!» Водитель 30-тонного самосвала Shacman о том, что его удивило в китайском грузовике.

Обилие китайских марок автомобилей на белорусских дорогах уже стало привычным. Но брендами производителей из КНР расширяется сегмент не только легкового транспорта, но и грузовых машин! Так, уже год в Беларуси официально представлена спецтехника Shacman, сделанная на базе европейских и американских технологий. Как себя зарекомендовали китайские грузовики, что о них может сказать белорусский бизнес и непосредственно водитель-профессионал?

«Это проверенная годами техника с надёжной комбинацией коробки, мотора, кузова»

Снегопад, метель, метровые сугробы — такая погода застала нас, когда мы прибыли в Могилёв, чтобы познакомиться с самосвалом Shacman Х5000 поближе. Впрочем, пока на дорогах происходит суматоха, эта техника всем своим видом излучает непоколебимость и спокойствие. Водитель самосвала Евгений больше трёх месяцев колесит на нём по Беларуси, выполняя рейсы по перевозке грузов.

Вообще, с транспортом молодой человек с самого детства на «ты». Впервые вместе с отцом за рулём посидел, когда нога начала доставать до педалей. Пять лет назад Женя решил связать свою жизнь с вождением карьерных самосвалов. Получил категорию С, хотя по образованию он строитель. А ведь и вправду есть какая-то доля романтики в такой тяжёлой машине!

За эти годы я водил разные самосвалы: были и МАЗ, и МAN, и КамАЗ. Начинался мой путь в данной профессии в России, где я работал на самосвале Shacman F3000 с квадратной кабиной — это более старое поколение. Поэтому с техникой марки я знаком хорошо, — делится Евгений.

В мире эти самосвалы хорошо известны, и у нас они уже вовсю набирают популярность. И неудивительно, ведь сейчас на нашем рынке из доступных и адекватных по соотношению цены и качества самосвалов только Shacman, за которыми к тому же не нужно стоять в очередях. Shacman подошёл нам по нескольким причинам. Во-первых, это самосвал с большой грузоподъёмностью — 30 тонн! Во-вторых, это проверенная годами техника с надёжной комбинацией коробки, мотора, кузова. Половина Москвы ею построена! В-третьих, ремонтопригодность узлов и агрегатов.

Так, например, в нём установлен двигатель Weichai, филиал производителя которого находится в «Великом камне» в Беларуси. Коробка передач — Eaton, она давно ставится на многую нашу отечественную технику. Проблем с запчастями у нас точно не возникнет! Четвёртый фактор — удобная кабина для водителей. Мне, как владельцу бизнеса, важно, чтобы сотрудникам было комфортно!

Так, например, в нём установлен двигатель Weichai, филиал производителя которого находится в «Великом камне» в Беларуси. Коробка передач — Eaton, она давно ставится на многую нашу отечественную технику. Проблем с запчастями у нас точно не возникнет! Четвёртый фактор — удобная кабина для водителей. Мне, как владельцу бизнеса, важно, чтобы сотрудникам было комфортно!

«День отработаю — и не устаю вообще!» Как выглядит кабина и что в ней необычного?

«Большой и длинный!» — такие слова пришли на ум Евгению при первом знакомстве с Shacman Х5000 (рестайлинг Х3000). Три месяца назад молодому человеку, поскольку он один из самых опытных водителей в компании, доверили управлять самосвалом.

Габариты у него действительно серьёзные. Вроде и колёса поворачивают хорошо, но из-за длинной базы нужно больше радиуса. В длину машина 10 метров, что на 1,5 метра больше, чем у других самосвалов, на которых я ранее работал. Поверьте, это существенная разница! Порой даже смотришь в боковые зеркала и плохо видишь «хвост». Но я довольно быстро привык. В этом плане очень выручают камеры кругового обзора на 360°. Стоит мне включить поворотник, и я сразу вижу все слепые зоны на экране мультимедиа. Для управления такой техникой это очень классное решение! Ведь бывает, что легковушка притрётся почти вплотную к кабине и без камер её заметить невозможно. А ещё отмечу очень хороший свет — стоят полностью диодные блок-фары. Это важно для безопасности, особенно зимой, когда день короткий, — рассказывает водитель.

В первые дни эксплуатации Shacman Х5000 Евгений заметил, что ездить за рулём часами гораздо комфортнее, чем на других самосвалах. Спина и поясница не болят!

Кабина — от седельного тягача. Идёт полностью на «подушках», а не на амортизаторах. За счёт этого она гораздо мягче. Водительское сиденье очень удобное — с боковыми поддержками. Есть подлокотник — рука не висит. День отработаю — и не устаю вообще! Хотя я много езжу по карьерам, а не только по асфальтированной дороге.

Вообще, кабиной Евгений очень доволен. Кстати, здесь даже «спальник» оборудован! Он им, правда, не пользуется. В основном его рабочий день длится с 8 до 17 часов, а в командировке водитель ночует в гостиницах.

Минус в том, что здесь нет автономного отопления, то есть переночевать в самосвале точно не получится. По крайней мере, зимой! Но вообще, хорошо, что можно прилечь и отдохнуть. Под «спальником» есть три отсека, где лежат домкрат, противооткаты, подкачка, инструменты. В целом мест для вещей более чем хватает. Обед на переносной плите не приготовишь, как дальнобойщик, но взять с собой еды можно с запасом.

Когда после длительных командировок, в которых целыми днями езжу на самосвале, я пересаживаюсь в легковушку, даже как-то некомфортно себя чувствую! На самосвале же высоко сидишь, увереннее себя чувствуешь — вокруг тебя все боятся! — улыбаясь, говорит Евгений.

Глядим на то, как собеседник ловко и уверенно управляет самосвалом, и даже не верится, что мы находимся в 30-тонной спецтехнике.

— На самом деле ничего сложного в этом нет. В Shacman всё сделано для удобства водителя. Когда пересаживаешься из одного самосвала в другой, сразу замечаешь разницу в работе коробки передач (расположение их может быть в обратном порядке), и первое время к этому нужно привыкнуть. Здесь установлена надёжная 12-ступенчатая механическая КП китайского производства. С ней я уже хорошо знаком, она стояла на другой технике. Единственное — задняя передача включается с особенностями: нужно немного приспустить сцепление, — отмечает Евгений.

По прибытии на объект водитель сразу идёт в диспетчерскую отметиться. А затем выдвигается к экскаватору. Специалисты здесь по личному опыту знают, какой тоннаж в том или ином самосвале.


Например, в Shacman нужно загрузить 7 ковшей — это около 30 тонн. После данного процесса Евгений заезжает на специальные весы и выписывает накладную. Итого с полной загрузкой самосвал весит уже 47 тонн!

На управлении это, конечно, отражается, но не суперсерьёзно. Допустим, если еду по местности с рыхлой поверхностью и где-то начинаю буксовать, то включается ESC/ASR. Система не даёт колёсам закопаться и тем самым помогает выбраться из сугробов или грязи, — подмечает водитель.

После карьера путь Евгения лежит на какой-либо строительный объект. Там происходит выгрузка с помощью поднятия кузова. 

«Без этой техники ни одна дорога сделана не будет!»

В день у Евгения, как правило, три подобных рейса. Неудивительно, что за рабочее время на самосвале он проезжает 500 км. Shacman Х5000 оснащён китайским дизельным двигателем Weichai. У него 6 цилиндров, рабочий объём — 13 литров, а мощность — 430 л. с.

С учётом нынешней весьма снежной зимы в смешанном цикле самосвал расходует 40 литров топлива на 100 км, то есть в день уходит порядка 200 литров. Один из плюсов Shacman Х5000 — это топливный бак с двумя отсеками общим объёмом 500 литров. Поэтому очень часто заправляться не нужно — какая-никакая, но экономия времени, — рассказывает Женя. — Кстати, изначально на БК некорректно отображался расход топлива. Дилер пришёл на помощь — напрямую связался с производителем в Китае по вопросам программного обеспечения. Затем его представитель приехал к нам в Могилёв и переустановил систему. Теперь всё нормально!

 

Самосвал реально классный — едет, словно танк. Ко мне часто подходят коллеги по цеху, интересуются, что за техника. А рассмотрев всё внимательнее, говорят: «Ничего себе китайцы придумали!»

Скоро самосвалу Shacman Х5000 предстоит первое ТО — замена масла в мостах, коробке, двигателе. Павел, директор могилёвской компании, где работает Евгений, говорит, что официальный представитель Shacman производит обслуживание техники и предоставляет гарантию на год.

В одном из самосвалов мы выявили нюанс по ходовой части. Он, видимо, возник по пути машины из Китая в Беларусь. shacman-bel.by полностью оплатил запчасти и ремонт. Радует, что у этого продавца всегда есть на связи человек, который ответит на любой вопрос и поможет. Правда, сервиса по обслуживанию техники сейчас нет в Могилёве. 

Эти самосвалы универсальные и реально стоят своих денег (цена — $121 тысяча. — Прим. ред.). Сейчас наши водители очень часто доставляют груз на объекты строительства и реконструкции дорог. Без этой техники ни одна дорога сделана не будет! Ведь именно самосвалы перевозят миллионы «кубов» груза. В надёжности машин я не сомневаюсь. Знаете, что самое ценное в нашей работе? Когда я отправляю водителя на Shacman в командировку на две недели — и он мне ни разу не звонит! Это значит, всё хорошо и можно не волноваться.